Уважаемые родители, данная консультация поможет вам понять этапы и особенности работы логопеда.
Причины отсутствия или искажения звуков в речи ребенка могут быть различны, но решение этой проблемы всегда одно - звук нужно поставить и автоматизировать, то есть выработать у ребенка правильную позицию языка (губ, зубов, челюсти), которая необходима для произношения данного звука, а затем закрепить ее.
У каждого ребенка различные возможности артикуляционного аппарата, некоторые дети просто не знают, как правильно расположить язык, другие же не могут правильно произносить звуки из-за излишней слабости или, наоборот, напряжения мышц языка или губ. Поэтому у некоторых детей звуки появляются быстрее, а некоторым нужно выполнять не только основные, но и множество дополнительных упражнений. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, у которых, как вам кажется, все получается лучше, так как это очень сложная работа.
Рассмотрим все этапы работы над звуком подробнее.
Работа над введением звука в речь делится на несколько основных этапов:
1. Этап постановки. На данном этапе логопед вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции для произнесения. На данном этапе Вы можете помочь своему ребенку, выполняя с ним специальные упражнения, данные логопедом, не стоит пренебрегать занятиями с ребенком на данном этапе, так как этот этап один из самых важных.
2. Этап автоматизации звука в изолированном варианте. Работа над звуком на данном этапе заключается в отработке произнесения только одного звука, который был ранее поставлен. Достаточно эффективным и несложным вариантом помощи будут игровые моменты «изобрази как жужжит жук (жжж), как рычит собака (ррр), как шумит вода (ссс), как звенит комарик (ззз), как шумит лес (шшш), как гудит пароход (ллл), как мы чихаем (а-ч, а-ч) и так далее.
3. Этап автоматизации звука в слогах. На данном этапе автоматизируемый звук соединяется с согласным в слог, а слог, как известно, является составляющим слова. Автоматизация звуков С, З, Ш, Ж, Л, Р (зависит от способа постановки) осуществляется по следующей схеме (звездочками обозначен автоматизируемый звук):
- в прямом слоге: *А, *Ы, *О, *У;
- в обратном слоге А*, Ы*, О*, У*;
- в слоге между гласными А*А, Ы*Ы, О*О, У*У;
- в слоге со стечением согласных М*А, В*А, Т*А (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
Звуки Ч, Щ, Ц автоматизируются по другой схеме:
- в обратном слоге А*, О*, У*, Ы*;
- в слоге между гласными А*А, Ы*Ы, О*О, У*У;
- в прямом слоге: *А, *Ы, *О, *У;
- в слоге со стечением согласных М*А, В*А, Т*А (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
4. Этап автоматизации звука в словах. Этот этап заключается в постепенном введении звука в речь, ребенок учится ощущать звук в структуре слова, контролировать смены поз перед произнесением автоматизированного звука и готовить ребенка к употреблению звука в словах, которые он может встретить в повседневной речи.
5. Этап автоматизации звука в тексте. После того, как ребенок уверенно употребляет слова с автоматизируемым звуком, логопед подбирает предложения, стихи и тексты, в которых почти каждое слово содержит этот звук, чтобы закрепить правильное употребление звука. Когда автоматизация звука находится на данном этапе, родители должны следить, чтобы ребенок произносил звук правильно и в самостоятельной речи во всей деятельности, иначе, звук не будет введен в речь, и работа, проделанная на предыдущих этапах, будет бессмысленной.
Как организовать работу над звуком дома?
1. Выделите ребенку рабочее место – стол, стул, зеркало, достаточно удобное для использования ребенком, достаточное освещение.
2. Заданное логопедом домашнее задание читают родители, а ребенок повторяет произнесенные ими слова, четко выделяя нужный звук.
3. Занятия должны проходить каждый день по 10-15 минут, если ребенок хорошо справляется с домашним заданием, можно добавить упражнения из предыдущих заданий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий