вторник, 28 января 2014 г.

Консультация для педагогов

Экологический проект в детском саду

Суть современного дошкольного образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы поведения, культуры, а вырабатывает их вместе с воспитанниками. Соответственно, в контексте деятельностного подхода незаменимым методом взаимодействия взрослых и детей становится проектный метод.
Спецификой использования метода проектов является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес, «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности ребенка, педагога и родителей. К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников. так как ребенок не справится с этой деятельностью один. Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и родителями.
Экологический проект в ДОУ является одной из новейших практик всесторонне развивающих личность ребенка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без использования элементов игры, а во-вторых, данный проект ребенок выполняет при активной помощи взрослых (родителей, воспитателей), что способствует правильному формированию его социальной адаптивности. В третьих, выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства природы и окружающего мира.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Предназначение дошкольного экологического воспитания состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом.



\
Темы и содержание экологических проектов в ДОУ
«Лаборатория неживой природы»
В проекте участвуют дети 3-х лет с целью обогащения представлений об объектах живой и неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Подпроекты затрагивают знакомство с водой, песком, камнем и т.д.
«Маленькие огородники»
Проект для детей средней группы, выполняя который, дети выращивают урожай, изучают правила здорового питания, полезные блюда из овощей.
«Защитники природы»
Дети старшей группы знакомятся с профессией эколога, организуя Зеленый патруль – природоохранную организации. в рамках своего ДОУ. Дети вместе с воспитателем разрабатывают устав, форму, дети следят за соблюдением правил поведения в природе и объясняли это другим детсадовцам.
Для детей подготовительной группы предполагается больше проектов, так как их познавательные возможности и круг интересов гораздо шире.
«Мастерская природы»
Дети делают поделки из природных материалов, созерцают красоту природы на детсадовском участке, превращая старые пни в расписные столики и стулья. Организованы выставки детских работ, открытые для посещения воспитанниками и их родителями.
«Растения фитотерапевты»
Дети изучают растительный мир своего участка и выращивают их сами. В ходе работы дети не только наблюдают, но и делают зарисовки, под руководством воспитателя учатся находить нужную информацию в энциклопедиях и справочниках, использовать эту информацию для изготовления игр (Зеленая аптека) и мини-энциклопедий (Растения-помощники).
«Метеоплощадка»
Дети знакомятся с профессией метеоролога, учатся пользоваться приборами – барометром, компасом, анемометром, учатся определять направление ветра. На основе полученных наблюдений дети должны посоветовать взрослым и детям, как одеться на прогулку, можно ли высаживать растения в открытый грунт, поливать растения или ограничиться рыхлением.
«Цветочное наслаждение»
Дети изучают основы ландшафтного дизайна, создают композиции из камней, цветов и других растений на клумбах детского сада. В результате выполнения проекта у детей формируются элементарные представления о ландшафтно-дизайнерском искусстве, приобретают навыки бережного, созидательного отношения у окружающему миру, новые знания о садово-декоративных  растениях, удовлетворение от того, что всем посетителям приятно посмотреть на красивые клумбы, подышать ароматом цветов.

«Детский сад моей мечты»
Детям и родителям предлагается решить проблему «Как преобразовать участок группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и наибольшей пользой для детей?». Каждая семья становится творческой группой и решает проблему по-своему, проявляя творчество, выдумку, фантазию, мастерство, знание вопроса. Презентация проектов проводится в форме конкурса на лучший семейный проект. Результатом проекта является вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада, выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада. Затем творческие проекты переходят в практико-ориентированные, совместно с родителями реализуются идеи, предложенные в семейных проектах.


Таким образом, участвуя в проектной деятельности, дети удовлетворяют свою познавательную активность, выражают и развивают свои творческие способности. Ценностно-ориентированная деятельность помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного созидательного отношения к окружающему миру. Совместная деятельность помогает родителям внедрить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий