Экологический проект в детском саду
Суть современного
дошкольного образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в
том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная
деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Педагог не передает готовые образцы поведения, культуры, а вырабатывает их
вместе с воспитанниками. Соответственно, в контексте деятельностного подхода
незаменимым методом взаимодействия взрослых и детей становится проектный метод.
Спецификой использования
метода проектов является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка,
помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение,
вызывать к ней интерес, «втягивать» детей в совместный проект, при этом не
переусердствовать с опекой и помощью.
В проекте можно объединить содержание
образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие
возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности
ребенка, педагога и родителей. К организации поисковой и творческой
деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников. так как
ребенок не справится с этой деятельностью один. Для реализации содержания этой
работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы
деятельности. Но эти формы могут стать эффективными только в том случае, если
удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым ребенком и
родителями.
Экологический проект в
ДОУ является одной из новейших практик всесторонне развивающих личность
ребенка. Во-первых, экологическое воспитание в детском саду невозможно без
использования элементов игры, а во-вторых, данный проект ребенок выполняет при
активной помощи взрослых (родителей, воспитателей), что способствует
правильному формированию его социальной адаптивности. В третьих, выполняя
экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике
понять основы устройства природы и окружающего мира.
Дошкольный возраст – важный этап в
развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает
выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение
к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Предназначение
дошкольного экологического воспитания состоит не столько в присвоении детьми
знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и
неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так:
щадящим и сберегающим образом.
Темы и содержание экологических проектов в ДОУ
«Лаборатория неживой природы»
В проекте участвуют дети
3-х лет с целью обогащения представлений об объектах живой и неживой природы,
встречающихся в ближайшем окружении. Подпроекты затрагивают знакомство с водой,
песком, камнем и т.д.
«Маленькие огородники»
Проект для детей средней
группы, выполняя который, дети выращивают урожай, изучают правила здорового
питания, полезные блюда из овощей.
«Защитники природы»
Дети старшей группы
знакомятся с профессией эколога, организуя Зеленый патруль – природоохранную
организации. в рамках своего ДОУ. Дети вместе с воспитателем разрабатывают
устав, форму, дети следят за соблюдением правил поведения в природе и объясняли
это другим детсадовцам.
Для детей подготовительной группы
предполагается больше проектов, так как их познавательные возможности и круг
интересов гораздо шире.
«Мастерская природы»
Дети делают поделки из
природных материалов, созерцают красоту природы на детсадовском участке, превращая
старые пни в расписные столики и стулья. Организованы выставки детских работ,
открытые для посещения воспитанниками и их родителями.
«Растения фитотерапевты»
Дети изучают растительный
мир своего участка и выращивают их сами. В ходе работы дети не только
наблюдают, но и делают зарисовки, под руководством воспитателя учатся находить
нужную информацию в энциклопедиях и справочниках, использовать эту информацию
для изготовления игр (Зеленая аптека) и мини-энциклопедий (Растения-помощники).
«Метеоплощадка»
Дети знакомятся с
профессией метеоролога, учатся пользоваться приборами – барометром, компасом,
анемометром, учатся определять направление ветра. На основе полученных
наблюдений дети должны посоветовать взрослым и детям, как одеться на прогулку,
можно ли высаживать растения в открытый грунт, поливать растения или
ограничиться рыхлением.
«Цветочное наслаждение»
Дети изучают основы
ландшафтного дизайна, создают композиции из камней, цветов и других растений на
клумбах детского сада. В результате выполнения проекта у детей формируются
элементарные представления о ландшафтно-дизайнерском искусстве, приобретают
навыки бережного, созидательного отношения у окружающему миру, новые знания о
садово-декоративных растениях,
удовлетворение от того, что всем посетителям приятно посмотреть на красивые
клумбы, подышать ароматом цветов.
«Детский сад моей мечты»
Детям и родителям
предлагается решить проблему «Как преобразовать участок группы с наименьшим
ущербом для окружающей среды и наибольшей пользой для детей?». Каждая семья
становится творческой группой и решает проблему по-своему, проявляя творчество,
выдумку, фантазию, мастерство, знание вопроса. Презентация проектов проводится
в форме конкурса на лучший семейный проект. Результатом проекта является вовлечение
родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство
детского сада, выявление интересных идей по модернизации дизайна территории
детского сада. Затем творческие проекты переходят в практико-ориентированные,
совместно с родителями реализуются идеи, предложенные в семейных проектах.
Таким образом, участвуя в
проектной деятельности, дети удовлетворяют свою познавательную активность,
выражают и развивают свои творческие способности. Ценностно-ориентированная
деятельность помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить
практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники
экологических проектов получают не только новые знания, но и приобретают навыки
бережного созидательного отношения к окружающему миру. Совместная деятельность
помогает родителям внедрить некоторые педагогические приемы, необходимые в
семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать
с ними как с равноправными партнерами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий