среда, 3 октября 2012 г.

Как помочь ребенку в автоматизации звуков (консультация для родителей)



Успешная коррекция звукопроизношения зависит не только от квалификации учителя-логопеда и частоты логопедических занятий, главное – это автоматизировать звук в самостоятельной речи ребенка. 
Логопедические занятия по исправлению звукопроизношения не принесут никакого результата, если ребенок, выходя из логопедического кабинета, не пользуется в речи исправленным звуком, поэтому долг родителей – помочь ребенку следить за произношением вне стен детского сада, выполнять комплекс артикуляционной гимнастики.
Чаще заостряйте внимание ребенка на том, чему он уже научился, что он умеет, стимулируйте пользоваться полученными навыками.

Работа над введением звука в речь делится на  несколько основных этапов:



1.      Этап постановки. На данном этапе логопед вырабатывает у ребенка правильное положение органов артикуляции для произнесения. На данном этапе Вы можете помочь своему ребенку, выполняя с ним специальные упражнения, данные логопедом, не стоит пренебрегать занятиями с ребенком на данном этапе, так как этот этап один из самых важных.
2.      Этап автоматизации звука в изолированном варианте. Работа над звуком на данном этапе заключается в отработке произнесения только одного звука, который был ранее поставлен. Достаточно эффективным и несложным вариантом помощи будут игровые моменты «изобрази как жужжит жук (жжж), как рычит собака (ррр), как шумит вода (ссс), как звенит комарик (ззз), как шумит лес (шшш), как гудит пароход (ллл), как мы чихаем (а-ч, а-ч) и так далее.
3.      Этап автоматизации звука в слогах. На данном этапе автоматизируемый звук соединяется с согласным в слог, а слог, как известно, является составляющим слова. Автоматизация звуков С, З, Ш, Ж, Л, Р (зависит от способа постановки) осуществляется по следующей схеме (звездочками обозначен автоматизируемый звук):
- в прямом слоге: *А, *Ы, *О, *У;
- в обратном слоге А*, Ы*, О*, У*;
- в слоге между гласными А*А, Ы*Ы, О*О, У*У;
- в слоге со стечением согласных М*А, В*А, Т*А (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
Звуки Ч, Щ, Ц автоматизируются по другой схеме:
- в обратном слоге А*, О*, У*, Ы*;
- в слоге между гласными А*А, Ы*Ы, О*О, У*У;
- в прямом слоге: *А, *Ы, *О, *У;
- в слоге со стечением согласных М*А, В*А, Т*А (и так далее, подставляя другие согласные и гласные звуки).
4. Этап автоматизации звука в словах. Этот этап заключается в постепенном введении звука в речь, ребенок учится ощущать звук в структуре слова, контролировать смены поз перед произнесением автоматизированного звука и готовить ребенка к употреблению звука в словах, которые он может встретить в повседневной речи.
5. Этап автоматизации звука в тексте. После того, как ребенок уверенно употребляет слова с автоматизируемым звуком, логопед подбирает предложения, стихи и тексты, в которых почти каждое слово содержит этот звук, чтобы закрепить правильное употребление звука. Когда автоматизация звука находится на данном этапе, родители должны следить, чтобы ребенок произносил звук правильно и в самостоятельной речи во всей деятельности, иначе, звук не будет введен в речь, и работа, проделанная на предыдущих этапах, будет бессмысленной.
Как организовать работу над звуком дома?


Логопед дает индивидуальные задания для автоматизации поставленных звуков. Есть несколько ключевых моментов при выполнении этих заданий, которые нужно соблюдать:

1. Ребенку ничего не должно мешать, он должен сидеть прямо и собранно перед зеркалом (можно использовать настольное зеркало), света должно быть достаточно, чтобы ребенок видела себя, но лучше поставить лампу.
2. Перед отработкой звуков нужно выполнить комплекс гимнастики, особенно обращая внимание на те упражнения, которые вырабатывают правильное положение языка для нужного вам звука (например, звуки С и З образованы нижним положением языка, необходимо следить за выполнением тех упражнений, при выполнении которых язык находится внизу).
3. Напомните ребенку, как образуется нужный вам звук, как работают губы, в каком положении зубы, как работает язык, в каком положении он, как  проходит воздух (например, когда произносим звук Ш губы округлены, зубы разомкнуты, язык поднят к верхним зубам в форме чашечки, воздух проходит посередине языка через кончик).
4. Затем взрослый медленно и разборчиво читает слова и словосочетания четко и длительно выделяя нужный звук, а ребенок так же повторяет, для усложнения задачи ребенку взрослый читает слова без акцента на нужном звуке, а ребенок, наоборот, делает этот акцент.
5. Занятия должны повторяться каждый день по 10-15 минут, если ребенок хорошо справляется с домашним заданием, можно добавить упражнения из предыдущих заданий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий